Как защититься от черного пиара в интернете?
Далеко не всегда черный пиар является безусловным злом: очень часто этот метод раскрутки применяется для того,
чтобы привлечь внимание к тому или иному событию. К примеру, свежо ещё в памяти событие, когда одна экологическая
организация сняла ролик-пародию на рекламу компании «Бритиш Петролеум». Она почти полностью повторяла официальную версию
мини-фильма, с одной лишь разницей: на головы «простых людей» во время их беседы лилась жидкость, похожая на нефть.
В результате – миллионы просмотров, огромная информационная волна, тысячи неравнодушных, которые готовы бороться с проблемой.
Бывают и другие методы чёрного пиара. Например, на официальном сайте компании некий «случайный» человек просит привлечь к ответственности
фирму из-за преувеличенных свойств товара. Например, таблетки для поддержания потенции у мужчин декларировали 2-часовое действие, а проработали
сразу 8 часов. В результате, размеренный американец не смог отправиться на работу, так как его не отпускала жена.
И всё же, на просторах российского интернета чёрный пиар имеет совершенно другое лицо, и, как правило, призван «топить» конкурентов, людей и даже
целые бренды. Примеров масса, и появляются они ежедневно. Одна новостная служба сделала себе отличный пиар, широко растиражировав историю о том,
что непутёвая мама якобы в прямом эфире передавала в интернет предсмертные муки своей дочери. На самом деле, история была не такой простой и однозначной,
а прямой трансляции не было вовсе. Но кто об этом вспомнит?
Как работает чёрный пиар?
Основных технологий две. Первая направлена на информационное уничтожение противника путём тиражирования негативных историй. Это президент Грузии
Саакашвили в российских СМИ образца 2009-го года, когда на всех новостных сайтах показывали знаменитый ролик с поеданием галстука.
Негативный образ врага (конкурента) плотно внедряется в подсознание целевой аудитории, в результате развенчать его практически невозможно.
Вторая технология – это «затемнение» или «удушение». В первом случае необходимо затмить конкурента, выставляя его ближайшего противника в положительном свете.
Это наиболее ярким образом происходит во время выборов. Чтобы оттянуть внимание от того или иного кандидата, ему создают мощную оппозицию, ориентированную на целевую
группу конкурента. Можно вспомнить последние выборы на Украине, когда кандидат в президенты Тимошенко была вынуждена бороться не только с прокремлёвским Януковичем,
но и со своими бывшими однопартийцами.
Но это очень рискованный путь, потому что становятся понятны истинные мотивы технологов. Есть и другая возможность:
«задушить» конкурента в собственных объятьях. В интернете появляется множество хвалебных отзывов о продукции (бренде, человеке), которые формируют в подсознании
потенциального клиента сомнение: действительно ли так хорош товар (персона, фирма)? Это работает безотказно, но стоит очень дорого.
В России чёрный пиар зачастую сводится к поливанию грязью конкурента. Есть множество способов спасти репутацию, как чисто технических, так и
сложных психологических.
Как спастись от чёрного пиара?
Если Ваша компания не является ни огромной, ни крупной, нужно тщательно фильтровать комментарии и форум, где могут появиться недоброжелатели.
Самый безотказный вариант – это предварительная модерация. Если использовать её нельзя, то можно настроить фильтры, которые будут отсеивать определённые сообщения
по тем или иным словам. Нужно периодически мониторить информацию в СМИ (интернет, газеты), чтобы вовремя распознать угрозу.
Как правило, кампания чёрного пиара начинается издалека. Это может быть не прямая наводка на конкурента, а косвенная («мы не будем говорить, что
это за компания, но она занимается выпуском кока-колы»). Тут же появляются люди, которые готовы рассказать собственные душещипательные истории
(причём от чистого сердца), и поток информации уже не остановить. Что делать в этой ситуации? Судиться и писать жалобы. В скором времени, претензии
за размещение непроверенных фактов можно будет предъявлять непосредственно к администрации того или иного портала. Вычислить заказчика и исполнителей
акции можно с помощью специальных инструментов.
Но есть и другой путь, более трудоёмкий и затратный. Необходимо вкладывать деньги в создание
положительного образа компании и грамотное СЕО-продвижение. Это значит, что все верхние строчки в раздаче популярных поисковых систем будут заняты Вашими
страницами. Чем больше лояльных клиентов, тем больше потенциальных защитников, которые будут стоять насмерть за любимую компанию.
«Белый пиар» окупаем:
акции, распродажи, отзывы, написанные «простыми людьми», позволяют увеличить оборот товаров и услуг. Они также формируют положительное впечатление о бренде.
Богатые компании используют такой инструмент, как информационное уничтожение клеветнического сайта. Это может быть ddos-атака, жалоба поставщику хостинга и
многое другое.
Однако наилучшим образом работают правовые механизмы: положительное решение суда потом можно использовать для проведения собственных
информационных кампаний. Вспомнить того же Лужкова, который бурно отреагировал на слова политического конкурента о том, что московские суды куплены. В результате
один из таких домов правосудия признал фразу клеветнической и заставил его выплатить в пользу градоначальника приличную сумму. Это яркий пример того, как бесплатные
правовые средства можно использовать в своих интересах.
«Наши конкуренты пытаются нас задушить, но мы знаем, как бороться с этим». Каждая информационная
атака требует адекватного и своевременного реагирования, без которого репутацию компании спасти просто нереально.